Новости MOSWEEKHOME 2023 — выставки в области психологии интерьера и дизайна

В гости к предкам: убранство русской избы

Как насчет небольшой экскурсии в прошлое? Предлагаем вам посетить классическую русскую избу и посмотреть, как в стародавние времена жили крестьяне.

Стоило подойти к любому деревенскому дому, как в глаза бросались резные украшения фасада. Их делали искусные мастера. Узоры, которые они создавали, пришли из глубокой древности и сохранили славянскую, дохристианскую символику. Если внимательно приглядеться, то в резных украшениях изб можно было заметить очертания зверей, птиц, рыб, растений, а иногда и лики древних божеств. Были и растительные орнаменты, и многочисленные солнечные символы. Венчала все это великолепие фигурка орла, петуха или другой птицы, часто с распахнутыми крыльями, которую помещали на переднем фасаде на крыше. Впрочем почетное место могли отдать голове коня, солнцу со множеством лучиков или другому украшению.
Глядя с улицы можно было увидеть еще одну важную часть дома - крыльцо. Оно демонстрировало вкус, изобретательность, мастеровитость, достаток хозяев и при том должно было отвечать старинным традициям. Расположение крыльца во многом зависело от региона. В северных областях его делали большим, высоким и располагали с южной стороны. Иногда крыльцо водружалось на небольшие столбы и в качестве украшений имело резные столбики. В более теплых регионах крыльцо выносили на переднюю, "лицевую" часть дома, которая выходила к дороге. Южанам нравились резные украшения и ступени. Не все накрывали крыльцо крышей. Некоторые оставляли свободным.
Пройдя через крыльцо, где приятными весенними или летними вечерами собиралась вся семья, гость попадал в сени. Это помещение выполняло сразу несколько функций. Во-первых, оно защищало внутренние помещения от холода, создавая эдакую воздушную прослойку. Во-вторых здесь хранились полезные для хозяйства, но массивные вещи. В третьих, устраивали чуланы с запасами еды.
От основной комнаты сени отделялись дверью. Порог был высоким. Это позволяло лучше удерживать тепло плюс вынуждало гостей соблюдать традиции. Согласно им, войти в чужой дом без поклона было нельзя. Когда человек переступал через высокий порог, у него не оставалось выбора: либо опустить голову, либо стукнуться макушкой о косяк.

Комната в избе была одна. Никаких трех или четырехкомнатных апартаментов. Справа или слева от входа располагалась печь. С ее помощью отапливали помещение, на ней готовили еду и спали самые уважаемые члены семьи. Иногда печь использовали для купаний. В ней сжигали весь мусор, чтобы сохранить энергию в доме. Считалось, что тепло, идущее от печи - лекарство от всех болезней. Недужные должны были провести на ней несколько часов подряд.
Рядом с печью, огороженный занавеской или деревянной перегородкой, находился бабий угол - середа. Там хозяйка держала кухонный скарб, кашеварила, пряла, вышивала, шила, вязала. То есть, проводила большую часть своей жизни. Именно из-за занавески бабьего угла она выходила юной девушкой, когда к ней приходили свататься. Там же рожала детей.
Мужской угол находился обычно справа от входа и, как правило, напротив бабьего. Он назывался коником, так как огораживался досками, вырезанными в форме головы коня. В этом месте хозяин дома хранил свои инструменты. Здесь он чинил обувь, плел корзины и занимался другими мужскими делами. В конике стояла лавка, на ней хозяин отдыхал по ночам.
Но главный считался красный угол, расположенный на восточной стороне. Он был самым красивым в доме и первым бросался в глаза гостям, когда они переступали порог. Там ставили стол с красивой скатертью, крест, иконы, клали церковные книги, если они были, зажигали свечи. Угол могли украсить вышитыми полотенцами, демонстрировавшими умения хозяйки.
В комнате стояло множество лавок. Они шли вдоль стен и были к ним крепко приделаны. Имелись и стандартные лавки на четырех ножках, которые можно было передвигать. На них стелили расшитые покрывала. Полотенца с вышивкой вешали на стены. В качестве украшений также использовались деревянные фигурки и вещицы из соломы, бересты и других естественных материалов. Естественно, их не покупали, а мастерили сами.
По современным меркам старая русская изба едва ли выглядит привлекательно. А уж если подумать о том, сколько там толпилось народу, и вовсе захочется бежать без оглядки. И все же есть в атмосфере традиционного дома наших предков что-то уютное, нечто такое, что взывает к корням.