Новости MOSWEEKHOME 2023 — выставки в области психологии интерьера и дизайна

Русская баня: от древних славян до царской России

По свету ходят легенды о "немытой" Европе прошлого. Тысячи статей написаны о том, что на протяжении веков люди там практически не мылись, использовали духи, чтобы заглушить ароматы грязного тела, и носили парики, по которым прыгали вошки. Дыма без огня не бывает, хотя зачастую пламя не так велико, как о нем говорят. Но оставим европейцам право самим разбираться с тем, что миф, а что правда в их банной истории. Лучше обсудим, как с мытьем обстояли дела на Руси. Для этого мысленно перенесемся на сотни лет назад и одним глазком посмотрим на традиционные русские бани.

Известно, что еще скифы, некогда жившие на территориях, где позже обосновались славяне, пользовались банями. Об этом пишет древнегреческий историк, географ и путешественник Геродот. Его заметки датируются пятым веком до нашей эры. О местах для парений или банях он рассказывает довольно подробно. В его эпоху они еще не были стационарными. Их можно было легко переносить с одного места на другое. Бани представляли собой три палки, воткнутые в землю и согнутые таким образом, чтобы их верхние концы смотрели друг на друга. На эту конструкцию натягивался войлок. Внизу разжигался огонь, на который ставили большой чан с водой. Все, баня готова.
Иван Егорович Забелин и Александр Николаевич Афанасьев, которые занимались исследованиями русского быта, обратили внимание на то, что издревле у славян имелся культ воды и огня. В связи с этим домашний очаг и баня являлись особыми местами, напрямую связанными с религиозными верованиями. Эти заключения историки сделали не на пустом месте. Документальное подтверждение их слов есть в сочинениях Прокопия Кесарийского, написанных в пятом веке после Рождества Христова.

Там упоминается о том, что баня для славян всегда имела особое значение, можно сказать, была местом силы. Там рожали детей и совершали первое омовение младенцев. Туда ходили по праздникам и по выходным. Каждый гость, приходя в дом, первым делом приглашался в баню, а уже потом к столу.Иван Егорович Забелин и Александр Николаевич Афанасьев, которые занимались исследованиями русского быта, обратили внимание на то, что издревле у славян имелся культ воды и огня. В связи с этим домашний очаг и баня являлись особыми местами, напрямую связанными с религиозными верованиями. Эти заключения историки сделали не на пустом месте. Документальное подтверждение их слов есть в сочинениях Прокопия Кесарийского, написанных в пятом веке после Рождества Христова.
Перед первой брачной ночью жених и невеста сперва обязательно вместе парились, затем совершали все необходимое для закрепления союза и снова отправлялись в баню. Славянские лекари исцеляли большинство болезней именно в парилке, считая, что это активизируют силы организма. Тут же прощались с покойными.

Стационарная баня являлась бревенчатым строением с очагом, на который время от времени плескали воду, чтобы образовывался пар. Перед входом в помещение ели редьку. Во время парений пили квас, в который добавляли листочки мяты. Мятой же выстилали скамьи. Для процедур использовали веники из веток деревьев, как правило, они были березовыми. Хранителем и душой бани являлся банник - старичок, который не носил никакой одежды, кроме листьев от веника. Считалось хорошим тоном угощать его хлебом и солью, проявляя уважение, а иногда немного задирать, но исключительно беззлобно.
В летописях, датированных десятым - тринадцатым веками неоднократно упоминается о том, что начиная с пятого - шестого столетия бани стали распространяться повсеместно. Они имели множество названий: мовница, мыльня, влазня, мовь.

Когда на Русь пришло христианство и языческие традиции стали уничтожаться, было утрачено многое из культурного наследия предков, но бани сохранились. Несмотря на то, что церковь отрицала старинную медицину и порицала тех, кто ее практикует, люди не перестали лечиться в парных. Более того, они мылись перед всеми религиозными праздниками. Банным днем считалась суббота. Обеспеченные люди имели бани у себя на дворе. Туда ходили всем скопом. Мужчины и женщины, старые и малые парились сообща. Строились и общественные бани. Их любили посещать аристократы, для которых парения превратились в форму проведения досуга.
Вплоть до специального указа, выпущенного Екатериной Второй в 1743 году, в общественных банях тоже не было разделения на мужские и женские помещения. Зато имелись комнаты, предназначенные для наиболее богатых и родовитых посетителей. Там они моги уединиться. В девятнадцатом веке появились элитные бани. Они были красиво украшены и имели хороший буфет. Самыми шикарными считались Сандуновские бани, которые находились в Москве.
Очень интересен один факт, о котором немногие теперь помнят. Очевидно, что не каждая семья могла позволить себе иметь отдельную баню или платить за пользование общественной. Неужели они не мылись? Отнюдь. Русский человек всегда был крайне изобретательным. Такие семьи устраивали бани прямо у себя дома, внутри русской печи, где готовили пищу. После того как печь была протоплена, угли и пепел осторожно выгребали, копоть смывали с всех поверхностей. На дно отверстия клали солому, ставили кадку с горячей водой. Люди залезали внутрь и парились, а потом обливали себя холодной водой. Даже немощные, неспособные самостоятельно забраться в импровизированную баню, могли получить свою порцию очищающих процедур. Их клали на специальные деревянные решетки и, будто пироги, отправляли в печь. Конечно, такой способ парения назвать комфортным затруднительно. Приходилось умещаться в пространстве полтора метра шириной и пятьдесят сантиметров высотой. Но все же это лучше, чем ничего.
Вот такая история у русской бани, которая вошла в жизнь славян в незапамятные времена и превратилась в добрую традицию, сохранившуюся до сих пор.